В зале мировой литературы организована книжная выставка, посвященная 125-летию российской поэтессы, прозаика и драматурга Марины Ивановны Цветаевой.
Марина Ивановна Цветаева родилась (26 сентября) 8 октября в 1892 году в г. Москве. В 1910 году будучи гимназисткой она издала на свои собственные деньги первую книгу стихов - «Вечерний альбом», в который были включены её школьные работы и получила благосклонные отзывы М.Волошина, В.Брюсова, Н.Гумилева. В этом же году она написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». Первые книги «Волшебный фонарь» (1912), «Из двух книг» (1913) представляли образец дневниковой лирики, соединившей в себе импрессионистичность поэтики и автобиографическую направленность. Уже в ранний период творчества она разработала свои основные темы - тему России (цикл «Стихи о Москве»); тему поэта, поэзии и собственного места в ней (циклы «Стихи к Блоку», «Ахматовой»). В любовной лирике она стремилась передать все оттенки и нюансы, запечатлеть изменчивые приметы этого чувства: нежного и одновременно обладающего разрушительной жертвенности, мотивы «невстречи» и отчуждения родственных душ. В поэзии 1913-1915 гг. ощутим переход к жизненной конкретности и реальности. В лирике периода Первой мировой войны 1914-1918 гг. у поэтессы появляются русские фольклорные мотивы, элементы городского романса, частушки «Царь-девица» (1920), «Егорушка» (1920-1921), «Молодец» (1922), «Переулочки» (1922), «Версты» (1921 и другие. Стихотворный сборник «Лебединый стан» стал ее откликом на события Гражданской войны 1918-1920 гг, попыткой осмыслить ею революцию в историческом контексте, выявить истоки революционных событий и понять их дальнейшее развитие. В 1918-1919 гг. М.Цветаевой были созданы романтические пьесы «Черный валет», «Метель», «Приключение», «Фортель». В берлинско-чешский период эмиграции вышли книги «Ремесло. Книга стихов» (1923) и «Психея. Романтика» (1923). В лирике того времени звучали темы родины, любви. Были созданы поэмы - «Поэма горы» и «Поэма конца» (1924), посвященные Константину Родзевичу. В 1928 г. в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы - «После России», включивший в себя стихотворения 1922-1925 годов. В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому». В это время изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о Максимилиане Волошине («Живое о живом», 1933), Михаиле Кузмине («Нездешний вечер», 1936), Андрее Белом («Пленный дух», 1934) и др. В 1939 году она вернулась в Россию. Находясь в эвакуации, под влиянием тяжёлых жизненых обстоятельств покончила с собой. Поэмы жизни не заканчиваются. Их дописывают другие. Не заканчивалась и поэма Марины Цветаевой. Просто прервалась на высокой трагической ноте, сорвавшейся в вечность.
На книжной выставке из фонда Национальной библиотеки РК представлены произведения М.Цветаевой на русском, казахском и других языках мира.
|